Музей Ивана Ярыгина

«Сизую я считаю своей малой родиной…»

 
фотоТу-160 — самый большой сверхзвуковой самолет в мире, самый грозный бомбардировщик и самое грациозное оружие. По классификации НАТО эти стратегические бомбардировщики носят название "Черный Джек", а на американском сленге - "дубинка".
Однако наши пилоты окрестили их "Белыми лебедями" - и это больше похоже на правду. Несмотря на грозное вооружение и потрясающую мощь, сверхзвуковые Ту-160 поразительно изящны. Каждый из них - штучный и весьма дорогой продукт. За всю историю было построено лишь 35 таких самолетов, а в целости их осталось и того меньше. Но они — настоящая гордость России и гроза ее недругов. Они единственные самолеты, каждый из которых, как корабль, имеет свое имя в честь: былинных богатырей - «Илья Муромец», конструкторов - «Виталий Копылов», чемпионов  - «Иван Ярыгин» и, конечно, летчиков - «Валерий Чкалов», «Павел Таран» и другие.

Бомбардировщик стал «нашим ответом» на американскую программу AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft - «Развитый пилотируемый стратегический самолет»), в рамках которого был разработан небезызвестный B-1 Lancer, и ответом замечательным.

фотоПрактически по всем характеристикам Ту-160 существенно опережают своих основных конкурентов - американских Lancer′ов. Скорость «лебедей» выше в 1,5 раза, настолько же больше боевой радиус и максимальная дальность полета. Тяга двигателей мощнее почти вдвое. И уж совсем не выдерживают сравнения с ними гораздо менее удачные «невидимки» B-2 Spirit, при конструировании которых в угоду малозаметности было принесено, кажется, все, что только можно, включая грузоподъемность, стабильность полета и его дистанцию.

 

фотоПосле распада СССР имевшиеся в наличии Ту-160 были разделены между республиками. 19 из них, базировавшиеся на авиабазе 84-го гвардейского бомбардировочного авиаполка в Прилуках, достались Украине. Восемь из них передали России в счет долгов за газ, а остальные были попросту распилены (последний украинский «лебедь» превращен в музей, и его можно посетить в Полтаве).


фотоИз оказавшихся в России самолетов один погиб: в 2003 г. самолет «Михаил Громов» (бортовой номер 01) разбился при заходе на посадку вместе со всем экипажем. Остальные «лебеди» живы и по сей день. К началу 2001 г., в соответствии с договором ОСВ-2, на службе в России осталось 15 самолетов Ту-160, из них 6 были вооружены стратегическими крылатыми ракетами. С тех пор поступили на службу еще несколько Ту-160, а имеющиеся были модернизированы, получив, в числе прочего и более экономичные двигатели, что позволило еще более увеличить дальность полета.

Базируются наши бомбардировщики в Саратовской области, на аэродромах 121-го гвардейского авиаполка в Энгельсе. Самый «молодой» из «лебедей» - Ту-160 «Виталий Копылов» - поступил на вооружение в апреле 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика